• Кельтская арфа
  • Сергей Онищук
  • Кельтская арфа
  • Ася Сергеева
  • Кельтская арфа

Сказочка про арфочки.

 

Обещанная сказочка про арфочки.

Прежде, чем начать:
данная статья является логическим следствием моего долгого изучения всего, что написано по арфе в России, и вящего ужаса от количества ошибок в справочной литературе. Историей арфы у нас детально не занимался, пожалуй, никто. Кроме меня, разумеется. Иных подобных материалов в русском интернете вы с точно не найдете, потому большая просьба: если вы решили использовать текст и материалы данной статьи, то ставьте пожалуйста копирайт скромного труженника цеха арфовых мастеров, то бишь Катерины Антоненко, то бишь меня. Заранее спасибо.
___

Не буду углубляться в детальную историю арфы совсем ужо архаических времен. То бишь протоарфы, сагу о пятитысячелетней истории арфы в Египте и прочие хроники времен оных оставляем в покое. Тема для рассмотрения - Европа 10-19 веков и классификация инструментов внутри периода. И так промежуток крайне некислый.
Детализацию по конструкторам/исполнителям тоже в большинстве своем пропущу, это писать очень долго и не факт, что для обзорной статьи оно нужно. Если возникают уж совсем болезненные и животрепещущие вопросы порядка "о, какой странный резонатор у арфы номер два, а зачем он такой?" - пишите в коменты, отвечу.

Фотографии взяты преимущественно с сайта www.thurau-harps.com

Итак, поехали.

В период 10-14 веков в Европе арфа в массе своей выглядела примерно так и диапазон имела в 12-19 струн. Экземпляров с бОльшим диапазоном не найдено, потому берем наш за основополагающий. 
О них доподлинно мало что известно, чаще встречаются на фресках и в статуях. Одна такая арфа (точнее, то, что от нее осталось) лежит в музее в Загребе.



Как правило, играли на ней либо одной рукой, либо большим и указательным пальчиками левой подковыривали 1-2 "басовые" нотки, мизинцем и безымянным поддерживая арфу за колонну. Позднее встречается изображение аналогичной арфы с удвоенными струнами, что означает, на ней играли двумя руками в параллельной тесситуре - удобно, повышает вариативность инструмента и создает возможность для введения какого-никакого аккомпонемента. Весила такая прелесть в среднем 2-3 кг, то бишь жизнь арфиста была неказиста, но не тяжела. Расстояние между струн не фиксировано, в среднем 10 мм. Данная категория арф называется early medieval илиromanesque ("Романтическая").

Дальше, всвязи с усложнением музыки и естественным развитием мастерства, потребностью в компактности и легкости инструмента и эстетикой того времени, арфа модифицируется примерно в это:



И диапазон в среднем имеет от 19 до 26 струн. Расстояние между струн уменьшается для пущей компактности инструмента и "быстроты игры" (второе - цитата, посему таки привожу), теперь оно 7-9 мм. Натяжение маленькое. Арфа имеет довольно живой суховатый звучок, тихий, немного жужжащий. Для того, чтобы вольготно чувствовать себя в ансамбле времен, пока микрофоны еще не изобрели, арфа обзаводится вот таким девайсиком:



(обратите внимания на деревянные угольнички под струнами). Девайсик называется bray pins, и именно благодаря ему арфа умеет теперь звучать громко на нижних нотах и ярко жужжать, перекрывая... допустим, дудельзак. Дудельзаки того времени имели иную конструкцию трости и звучали довольно тихо.
Такая арфа встречается на картинах Босха, Мемлинга и ряда других живописцев, полноценно просуществовала она в периоде с 15 по конец 16 века, пока не трансформировалась в arpa doppia, но это потом. Именно эту арфу называют Gothic harp (так же Medieval harp, хотя первое название более обоснованно и чаще употребляется), и отличается она от кельтской не только размером, но и конструкцией целиком и полностью. Видно, разумеется, наглядно кое-что, но все же обращу внимание.
а) у готической арфы до середины-конца 17 века полностью отсутствует порожек. Потом его поставил какой-то умелец, когда арфа данная уже отжила свой рассвет и давно уступила место хроматическим. Порожек имел целью обеспечить в случае надобности полутон при поджатии пальцем между порожком и колком. До изобретения леверсов остались считанные десятилетия.
б) дека. Обратите внимание на форму и все поймете. Как следствие, арфы отличаются звуком так же, как, например, флейта и гобой.

Далее промежуток в конец 16 - начало 19 века просуществовала испанская арфа с двумя рядами и струнами накрест. Не путайте doppia. Арфы с перекрещенными струнами, так называемые cross-string harps существовали независимо от doppia. Одна стоит даже в Музее Глинки, если ее оттуда не убрали - но там с двойной рамой, перекрещенная по центру струн, то есть случай совсем клинический. 
Выглядело испанское чудовище примерно так:



Я пробовала на ней играть - звучит восхитительно, но неудобно зверски. Данная на картинке - реконструкция инструмента Ивана де ла Торе из Цистерцианского монастыря святой Анны в Испании (Авила). Начало 17 века. Испанцы называют оное чудо Arpa Doblada. Расстояние между струн в среднем 12 мм по одной линии; на перекрестье примерно 5 мм получается.

Следующее чудо явилось предтечи моему обажаемому triple и звалась как раз arpa doppia:



Появилась она почти синхронно с Doblada в середине-конце 16 века - но в Италии. По одной из версий ее изобрел Винченсо Галиллеи (папа того самого Галиллео, видный музыкальный деятель, прекрасный композитор). Может быть подобная модификация случилась и раньше, но сие музейным работникам и археологам не ведомо. Они базируются на конкретике - а существует, например, конкретная историческая запись, о том, как герцог Феррары Альфонсо II д'Эсте заказал похожую арфу себе в замок у некоего Джиакометти в Риме. Арфа жива по сей день, стоит в музее. Реставрировал ее в последние 20-30 лет кажись Эрик Кляйнман из Германии.

Обращаем внимание на расположение струн и колков. Порожек, кстати, снова исчезает - он не нужен ни как кондуктор мензуры, ни как кондуктор интонирования. Арфа хроматическая, струны расположены параллельными рядами в шахматном порядке и строятся из расчета, что пальцу придется брать полутон, пролезая между двух тонов (то бишь расстояние между тонов увеличивается, субъективное расстояние ощущается чуть пошире, чем на готической), и в нужной тесситуре нужному ряду сообщается нужный строй. Довольно удобно, но легко запутаться, особенно если вас уже постигла привычка доигрывать в верхнем регистре левой рукой то, что физически не успевает правая. Часть doppia, кои с большим диапазоном, делалась с утроением рядов в среднем регистре на 2-3 нотах, дабы проще было ориентироваться. 
Так история добралась до более вариативного Triple



На картинке арфа из Музея Средневековой жизни в Болоньи, Италия. Эта красотка датируется примерно 1620 годом и росту в оригинале имеет в себе 2м 40 см. Расстояние между струн внешних рядов 16 мм. Не арфа - слон. В Европе гуляет несколько ее копий, сделнных Райнером Турау и Эриком Кляйнманом, в т.ч. на одной из них играет Кристина Плухар, худ.рук. ансамбля L'Arpegiatta. Райнер Турау уменьшил эту модель до 197 см (и правильно сделал, на мой взгляд, ибо при такой длине, как на оригинале, натяжение струн должно оставаться в пропорции, а вот нагрузка на деку повышается весьма значительно), Эрик Кляйнман же воссоздал в оригинальных размерах. 
Такая арфа без подзвучки способна пробить средних размеров концертный зал с хорошей акустикой. Но болонская арфа представлена в порядке курьеза, в большинстве своем триплы достигали 2 метров и не выше.
В Риме музыку активно курировал папа Урбан VIII и Лев X (отлучивший, кстати, Лютера от церкви) тоже слыл поклонником изящных искусств. Достоверно известно, что к украшению грифов виол, лютней, тел всевозможных клавиров, колонн и голов арф прикладывали руки Бенвенуто Челлини (чей отец, к слову "изготовлял в те времена удивительные органы из деревянных трубок, клавесины, наилучшие и прекраснейшие, какие тогда можно было видеть, виолы, лютни, арфы, красивейшие и превосходнейшие"), Пьетро Торриджани, Джовани Батиста Сорья, Микеланжело Буанаротти и тэдэ и тэпэ.
Triple вместе с Gothic был широко распространен по Европе, включая Германию и Британию.

А теперь все быстренько сопоставили время и место, и поняли, для КАКОЙ арфы могли писать Гендель, Люлли, Порпора, Бах, Фрескобальди и присные? Бинго.
Соответственно, можно во многом оспорить "классическую манеру исполнения" оных присных в связи со спецификой инструмента и восприятия. Этим, вобщем-то, занимаются аутентисты, в т.ч. мой обожаемый педагог Эндрю Лоуренс-Кинг, Мара Галасси, Кристина Плухар и прочие.
Из этой арфы вытекла арфа валлийская, о коей я писала здесь: http://shenna.livejournal.com/334586.html
Вытекла она руками Дэвида Эванса, о коем по этикету известно, что жил и работал он "In Rose Court, Near Rose Street, Covent Garden, London 1736" и делал первую арфу в новой форме для Пауэлла (Powell), арфиста Генделя. Гендель, как мы все помним, трудился в Ковент Гардене. Кто был в Ковент-Гардене, примерно представляет себе объемы, которые арфа должна была покрывать. Кто не был - объемы внушительные, поверьте. Эванс изменил форму резонатора, чуть-чуть расширил струнки, добавил им натяжения и валлийцы получили национальный инструмент.
Вот такой:



Один из первых экземпляров "валлийского трипла" стоит в Лондоне в Victoria & Albert Museum. Диапазон у него что-то вроде от G-g''', так что Гендель дальше этого диапазона под арфу не писал.
Чем характерен Triple и особо примечателен в сравнении с другими арфами:
1) он хроматический от и до. То бишь струны стоят в три ряда, два внешних ряда строятся целыми тонами, внутренний - полутонами.


(- а именно - к конструкции doppia умным щедрым человеком добавляется дублирующий диатонический ряд.) 
2) благодаря специфике расположения струн можно дублировать партии рук в параллельной тесситуре, играть удвоениями без потери звука - чем умные валлийцы и пользуются, чем пользовались умные композиторы эпохи барокко.
3) данной арфе доступна полная хроматическая гамма, что невозможно сыграть на арфе классической в приличном темпе.
4) все, что делается на классике педалями - делается на трипле пальчиками.
5) против классики весит трипл (и барочный и валлийский) от 7 до 20 кг. Например арфа Эванса весила 11 кг, а вышеупомянутая арфа из Болоньи - 19 кг (ее реплика работы Райнера Турау весит 14 кг).
6) техника игры разнится очень значительно. Чтобы взять полутон, надо пролезть пальцем меж двух струн внешнего ряда во внутренний. Автоматически: постановка пальцев будет более округлой и собранной. У трипла легкое натяжение, надо обеспечить острый и яркий звук. Следствие: струна берется самым краешком подушечки пальца.
Про специфические конструкционные моменты трипла, равно перечисленных арф, говорить не буду, это слишком долго писать или это мои личные секреты, которые 90% вас не интересны. 8)

Но именно Triple и Doppia могут считаться барочными арфами. Существовавшие в ту эпоху в Европе диатонические арфы, богато украшенные в стилистике той эпохи, все равно были инструментами ладовыми, салонными, потому барочными арфами могут считаться лишь внешне, но не по сути своей. Они скорее служили украшением интерьера.
Арфа не слишком широко использовалась в музыке барокко, особенно позднего, ибо ее успешно вытесняли более громкие клавесин и дульцимер (цимбалы). Немногие композиторы действительно любили этот инструмент (Гендель, например, обожал и сам играл весьма сносно). На трипле играли в основном мужчины, ибо для маленькой девичьей ручки разнос пальцев при игре порой совсем негуманный.

Трипл просуществовал в музыке века до так конца 18-го, пока умный человек Карл Гохбрукер не изобрел педали. Вначале на single action - у педальной части были всего лишь две риски: бемоль-бекар. Арфа требовала изряднейшей виртуозности игры, в основном при владении педалями, расстояние между струн примерно закрепилась на отметке 12 мм, вокруг которой +/-2мм оно гуляет и по сей день. Надерман усовершенствовал ее: тяги пошли сквозь колонну, а не сквозь резонатор, как было дотоле, и арфа Гохбрукера чаще называется именно арфой Надермана. Аналогичный случай, что с Колумбом и Америго Веспуччи.
http://www.beatwolf.ch/images/Wolf%20harp%20painted.JPG - ее реплика. Картинка очень большая, потому пишу просто ссылку. Кому интересно - жмите.
Арфы single-action сохранились по сей день как народные инструменты в тирольской традиции, редко используются где-то еще. Поздние произведения, когда сформировалась уже плеяда арфистов-виртуозов, а музыка шла вперед по тернистому пути классицизма, зачастую требуют немыслимой скорости переключения педалей, напичканы энгармонизмами и сим зело сложны. Потому сия переходная вариация на тему арфы отмерла быстро и безболезненно.

Потом появилась арфа такая, как мы ее знаем и любим - с двойным ходом педалей бемоль-бекар-диез, вилочками, тяжеленной механикой, которую зверски сложно настраивать, - изобрел ее фортепьянный мастер Эрар. В 19 веке.
____

Все перечисленные арфы имели жильные струны.
Феномен появления арфы с бронзовыми струнами наблюдается на територии нынешнего Соединенного Королевства и самую капельку - в скандинавских странах. Куда она, вполне возможно, была завезена путями торговыми.



Исторический прототип хранится в Тринити Колледже, но является сборной солянкой из ТРЕХ разных арф, от чего прямые его копии неиграбильны. Мастера обычно адаптируют мензуру. Арфа королевы Марии в музее Шотландии датируется 16 веком, арфа Бриана Бору из Ирландии - концом 14-началом 15 века. Из чего делаем вывод. 

На арфе с бронзовыми струнами играют ногтями. Играть сложно - звук ОЧЕНЬ длинный. Но безумно красивый. Из наиболее известных исполнителей - Патрик Болл.

Именно эта арфа и называется Ирландской/кельтской арфой. А то, что сейчас именуют ирландкой или кельтской проще и правильнее поименовать обобщенноевропейской ладовой арфой. Или neo-Irish Harp на худой конец, но никак не "средневековой" или, упаси Боже, "барочной".
Ладовые арфы с жильными струнами тоже имели место быть на территории UK, но отличались от общеевропейских тем, что имели более массивную конструкцию, довольно приличное натяжение и толстые металлические басы. А так же внушительным диапазоном (25-40 струн) и весом (до 20 кг). Арфа широко использовалась в музыке, придворные музыканты все как один умели на ней играть. Пьеса William Lawes "The harp consort" для арфы, теорбы и скрипки рассчитана на арфу с как минимум 34 струнами.
Оба этих варианта - жильная и бронзовая, - как то уживались и прекрасно ладили между собой многие века. Вобщем, и продолжают.

Любимая наше приблуда - леверсы (регуляторы, призванные повышать струну на полтона), - появляется вовсе не в Ирландии, а (синхронно) в Чехии, Австрии и Германии. Называются они тогда hooks и действие происходит в начале 18 века, сразу после второго пришествия на диатонические ладовые арфы порожка (но некоторые, например в восточной Германии, так и остались на многие годы без него). Выглядят они тогда очень незамороченно. Вот так:



Bray pins опционально ставились на струны до середины 18 века.

Но в это время арфа с регуляторами тона окончательно и бесповоротно откочевывает в разряд народных инструментов. Известно, что на ней играли Крумпхольц и Дусик. Ладовые арфы европейского типа существовали даже в тогдашней Руси, плавно трансформирующейся в Государство Российское.
Восточно-европейские арфочки всегда отличались легковестностью (3-5кг) и громкостью, их было горазло удобнее таскать с собой, нежели любую педальную и тот же трипл.

Современный - полукруглый, - тип резонатора появился впервые на трипле, потом откочевал и на диатонические, как удобный и простой в производстве. 

ЗЫ: в своем сегодняшнем виде инструмент, именуемый "кельтская арфа", а точнее и правильнее neo-Irish harp появился только с начала 19 века или конца 18.

ЗЗЫ: меня до сих пор удивляет тот факт, что трипл отошел в прошлое и в валлийскую народную традицию. Да, он гораздо тише классики, но при том трипл - совершенный инструмент. Полная хроматика, опция удвоений в параллельной тесситуре... Вещи, написанные для трипла, нереально сыграть на другом инструменте. Все, что написано для других инструментов, можно сыграть на трипле с ущербом лишь темпу и длинным "смычковым" нотам. Говорю, как человек на трипле играющий - ВОСХИТИТЕЛЬНЕЙШИЙ инструмент во всех отношениях. Единственное неудобство - очень большое расстояние между внешних струн, то бишь когда пальчики складываются, дабы привычно ущипнуть "классическую" октаву, они щипают квинту. Самый максимум интервала, на что способны мои (весьма длинные) пальцы - нона. И та - с оханьем и ненормативной лексикой. Но терпимо, если не играть Гранжани, например (тем паче, что на трипле его играть как бы ну совсем бессмысленно и беспощадно)... хотя Эндрю с невыразимой легкостью умудряется брать на трипле жуткие децимы с бесчеловечными комментариями в стиле "Katrin, another 20 years of training and you will do the same" или "That's not needed, study half-tone trills, they directly will catch you in Dowland's works, but wide fingering perversions - never". Одним словом - мэтр, тут ничего не попишешь.

ЗЗЗЫ: я знаю очень много историко-музыкальных анекдотов про арфу и другие инструменты, но они будут в книжке, которую я все же когда-нибудь напишу и издам.

Ну вот как-то так.

Автор статьи: http://shenna.livejournal.com/
11-06-2013Вернуться назад

2012-2024 | Работает на OUR-CMS