• Кельтская арфа
  • Сергей Онищук
  • Кельтская арфа
  • Ася Сергеева
  • Кельтская арфа

Тюнер для настройки арфы

 Дорогие арфо-коллеги! Я решила собрать здесь всю информацию о тюнере — приборе для настройки музыкальных инструментов. Думаю, те из вас, кто уже приобрел или взял в аренду арфу, поняли, что без него жизнь арфиста тяжела и... в-общем, тяжела, как наша жизнь :)
Итак, какие бывают тюнеры и как подобрать оптимальный вариант для арфы.

Первое и самое главное: тюнер нам, любителям «многаструн», нужен хроматический. То есть в нем должны быть «зашиты» не только нотки до, ре, ми, фа, соль, ля, си, и тем более не только ноты, соответствующие гитарным струнам (ми, си, ре, соль, ля), а все-все нотки, в том числе и соответствующие черным клавишам фортепиано (диезы и бемоли).

Кстати! На тюнерах эти нотки, скорее всего, будут именоваться именно диезами. По крайней мере, я за свою 20+летнюю музыкальную карьеру не встретила еще ни одного тюнера, где соль диез носил бы имя ля бемоль... Поэтому, даже если у Вас пока нет музыкального образования и Вы получаете его впервые, начав заниматься на арфе, нелишне будет познакомиться с клавиатурой пианино и понять, что такое диезы, бемоли и как одна и та же нота может являться, к примеру, повышенной на полтона ноткой соль и пониженной на полтона ноткой ля.

Зачем нам это нужно? Вспомните: тюнер показывает нам диезное имя ноты, а мы-то строим арфу в бемолях... Точнее, мы мыслим бемолями, потому что таково устройство леверсной арфы: у каждой струны есть имя, и рычажок повышает ее звучание струны на полтона, и именно из ми бемоля мы получим ми бекар, а не из ре диеза... И — ВАЖНО! - настраивать арфу нужно с опущенными леверсами, чтобы избежать досрочного износа струн, которые об поднятый леверс при подтягивании или ослаблении будут перетираться... В-общем, примите как данность, что настраивать вам придется бемольные ноты — по тюнеру, который показывает диезы.

Итак, запоминаем:

до диез = ре бемоль
ре диез = ми бемоль
фа диез = соль бемоль
соль диез = ля бемоль
ля диез = си бемоль

Самые любознательные и дотошные приглашаются к клавиатуре пианино (хотя бы виртуальной, нарисованной), чтобы на собственном опыте убедиться: именно так и обстоят дела!

Но вернемся к леверсной арфе. Большинство из вас настраивают её «в три бемоля», поэтому достаточно запомнить, что при настройке струны ми бемоль тюнер должен показать вам ре диез, вместо ля бемоль — соль диез, а вместо си бемоль — ля диез. Остальные ноты у вас будут без знаков. Если Вы занимаетесь у меня и внезапно настраиваете мою личную арфу, или же выбрали для себя строй 4 бемоля, то - добро пожаловать в клуб! — вам понадобится еще ре бемоль, который на тюнере отобразится как до диез.

Итак, тюнер должен быть хроматический. Далее следует выбрать, в какую «коробочку» он будет «зашит». То есть, выражаясь научным языком, выбрать его аппаратную реализацию, физическое воплощение, hardware.

Если у Вас смартфон/айфон с хорошим чувствительным микрофоном, то иногда достаточно установить на него соответсвующее приложение: такой вариант вполне заменит обычный тюнер, улавливающий звук «с воздуха» с помощью микрофона.

Еще одно дополнение про обычный тюнер: в нем, как правило, есть встроенный метроном, а многие модели еще и позволяют подключаться в него кабелем (это актуально для владельцев электроарф и электроакустических арф со звукоснимателями/датчиками гитарного типа).

Однако если использовать именно внешний микрофон, не всегда такой тип тюнера эффективен в шумном помещении, на улице или среди стайки коллег, которые дружно настраивают свои инструменты в разных углах комнаты. Понятно, что микрофон будет «слышать» все эти помехи и постоянно сбиваться, а то и зависать. Поэтому, если вы планируете активную репетиционную, ансамблевую или тусовочную жизнь (и тем более профессиональную/фестивальную), то есть смысл приобрести тюнер с клипсой либо контактный тюнер. Стоимость будет чуть выше (а иногда значительно выше), но и точность/удобство — тоже. При выборе такой модели стоит обратить внимание на дисплей: светодиоды не будут видны на ярком солнце и при софитах, а жидкокристаллический дисплей предполагает чуть более массивную конструкцию и более хрупок. Хорошая новость в том, что человек приспосабливается ко всему, остается только решить, к чему именно вы готовы приспособиться с точки зрения ваших задач и бюджета :)

Лично у меня есть все три типа тюнера — контактный, клипса и «коробочка» с микрофоном и гнездом для подключения гитарного кабеля. Контактный тюнер с диодами я всегда дублирую клипсой с жк-дисплеем, если мне предстоит играть на улице или под софитами, а «коробочка» используется исключительно для настройки электроарфы. И я никогда не пользуюсь приложением под андроид, так как считаю, что аппаратное обеспечение недорогих смартфонов проигрывает даже самым бюджетным тюнерам. Но если у вас серьезный девайс уровня айфон, то вам и карты в руки :)

PS Если интересно, вот модели, которые использую я сама: «коробочка» Artec AH 300C, контактный Sabine AX-3000 (служит мне уже 15 лет) и гитарная клипса Apex AT9M. *Пост не является рекламным, упоминания брендов носят справочный характер.

Автор статьи: Надя Айна - https://vk.com/nadyaaina_personal
13-01-2019Вернуться назад

2012-2019 | Работает на OUR-CMS