Кельтская арфа

Восхищаться красотой ее очертаний и звучания можно бесконечно, об ее происхождении и истории можно написать тома…

Сергей Онищук

Изготовитель кельтских арф

Кельтская арфа

Родство с природой

Ася Сергеева

Санкт-Петербург

Кельтская арфа

Самый сказочный инструмент

Звукозапись арфы дома и в студии.

 Коллеги! Выкладываю текст лекции, подготовленной специально для фестиваля "Арфавита". Материал написан мною на основе личного опыта, не претендует на полноту и может содержать спорные утверждения, поэтому если Вы желаете скопировать или опубликовать на других ресурсах, пожалуйста, дайте мне об этом знать и поставьте ссылку на первоисточник, дабы не вводить никого в заблуждение вне контекста. Вопросы, замечания и возражения принимаются в комментариях и в личных сообщениях.
Звукозапись дома и в студии
Из чего складывается качественная запись:
-       хороший инструмент
-       хорошее звукоизвлечение и качественная игра
-       хорошее помещение! (отсутствие шумов + акустические свойства)
-       качественное техническое оснащение
-       грамотное использование технических средств и акустических свойств помещения (знания и навыки!)
Всегда ли мы хотим сделать запись для «публикации»? Нет, первым этапом будет «контрольная» запись, которая позволит Вам услышать себя «со стороны». Почему это важно? При игре мы естественным образом «додумываем» и воображаем музыку, поэтому можем не услышать несоответствие реального звучания, ведь в нашем воображении все ок! Хорошая новость в том, что со временем «раздвоение» внимания и самоконтроль развиваются, и помогает этому слушание себя «со стороны».
Какие важные свойства у учебной записи? Вас должно быть хорошо и разборчиво, а главное, ПРАВДИВО слышно. Это всё, и достичь этого можно без супер-затрат и высшего образования по звукорежиссуре.
 
Дома - запись в учебных целях. Технические средства: нет жестких требований;
- ПК+(звуковая карта)+микрофон+звуковой редактор. Плюсы: визуальный контроль записанного трека (при условии, что есть достаточное понимание, как визуально представлен звук); можно записаться под клик и видеть степень попадания в него; можно редактировать (но зачем?;) Минусы — все это нужно купить и подключить/настроить, а затем освоить звуковой редактор. Иногда на это уходят годы))
Что делать, если у вас другие планы на жизнь?
- портастудия типа  Zoom H2  или Н4, или любой диктофон. Плюс — мобильность! Записывать себя просто и не требует длительной подготовки в виде подключения и расстановки множества устройств. Некоторые диктофоны и портастудии обеспечивают качество записи, близкое к профессиональному, и абсолютно все из них — достаточно разборчивое для оценки Вашей игры. Запись можно загрузить и послушать на компьютере или музыкальном центре с хорошими колонками, но можно и на самом устройстве.
Если нет диктофона и планов его купить?
Фотоаппарат/видеокамера — тоже вариант! Кроме того, отснятое видео Вы можете выложить в интернет. А главное — получаете также визуальный контроль (как стоят руки, как Вы держитесь при игре и проч)
Какие микрофоны стоит использовать дома, если пишем на компьютер?
На прошлой лекции мы говорили о том, что в целом есть 3 способа «снять» звук арфы: «с воздуха» (внешний микрофон), со встроенного микрофона/датчика, с подструнных датчиков. Для домашней записи теоретически годится любой из способов, но самым правдивым будет «с воздуха». Какой микрофон купить? По характеристикам лучше инструментальный, но сгодится и вокальный, если он уже есть. Главное, что вас должно заботить — сможете ли вы подключить его к Вашему компьютеру. По прошлой лекции Вы, возможно, помните, что есть микрофоны, которые требуют фантомного питания, и что они более чувствительные и качественные. Не всякая звуковая карта способна «высекать» фантомное питание, ни одна встроенная и далеко не все внешние. Подумайте, готовы ли вы решать сложности с покупкой новой карты или предусилителя. Возможно, динамический микрофон будет более целесообразен. Однако и для его правильной работы необходимо соблюсти некоторые условия. Так, в карте должен быть специальный микрофонный вход с предусилителем, иначе запись будет тихой или не получится вообще. Если такого входа нет, придется использовать пульт или отдельный предусилитель и заморачиваться с подключением его в Вашу карту (для этого понадобятся сам пульт или предусилитель и базовые знания о балансном и небалансном соединении, сопротивлениях и других прекрасных вещах). Впрочем, всегда можно попросить помочь знакомого, который в этом «шарит».
Как поставить микрофон? Желательно укрепить на стойке «журавль» или на пантографе (да, это придется купить). Это позволит направить его более точно. Когда мы пишем одним микрофоном, направляем его в деку с расстояния от 20 до 60 см, в зависимости от диапазона арфы, чувствительности микрофона, зашумленности помещения и Ваших задач. Низкий звук формируется на бОльшем расстоянии, поэтому если у Вас большая арфа, близко лучше не ставить, получится маленький кларшах, что будет неправдой. В целом расстояние до микрофона должно быть сопоставимо с габаритами инструмента, но это идеальный случай. Не стоит направлять микрофон перпендикулярно в деку, звук будет интереснее, если Вы подберете какой-то иной угол. Как выбрать точку, куда направлять? Общие рекомендации — одна треть снизу, в середину деки или в середину половинки. Но не расстраивайтесь, все равно точно не попадете, тк арфу вы при игре наклоняете, поэтому действуйте методом научного тыка. В студии же будет звукорежиссер, эту точку он будет искать ушами во время вашей игры (а если не будет, бегите из той студии).
 
Итак, мы собрали наш записывающий тракт, теперь встает вопрос, как записываться? Можно самому по себе, под клик (метроном) и под плейбек, если в данной композиции звучит кто-то кроме вас. Это зависит от цели и музыки, но, подозреваю, многие из вас играют музыку танцевального жанра, где важен ритм. Встает вопрос о записи под клик. Скажу сразу, если раньше Вы не пробовали, с первого раза, скорее всего, и не получится, к игре под клик нужна привычка. Ошибкой будет слушать клик и «догонять», так вы всегда будете опаздывать, играть после доли. Чем грозит эта привычка, особенно в ансамбле, расскажу позже. Итак, сначала мы тренируется играть под клик, впускаем его в свое воображение, начинаем его себе представлять, и мышцы очень скоро подстроятся. Знакомые музыканты рассказывали, что в качестве тренажа они во время игры отключали клик, затем посреди тюна включали и «совпадали» с ним, вот это называется «держать ритм». И, как следствие, темп. Солист в данном случае «ведет», и идет  ногу с ритмом, а не за ним, это способствует выразительности игры, В ансамбле же это гарантия того, что Вас будет слышно (да, именно это, а не только и не столько ваша громкость). В учебных целях я советую всегда писаться под клик, если это не противоречит музыке, это очень хорошая тренировка и проверка. В реальной жизни в студии под клик пишутся участники ансамбля при потрековой записи, если музыка предполагает единство темпа (вся агогика делается при этом в рамках метра). Иногда, впрочем, играют вместе «пилот», потом прописывают под него чистовые треки для каждого инструмента в отдельности. Это для случаев, когда в музыке много рубато или единство темпа не предполагается, или какие-то иные художественные причины. Мастера с большой буквы (Стив Шехан) и другие короли ритма могут записать в одиночку мультитрек из «ста пятисот» дорожек без клика, вообще это люди старой, доцифровой закалки, полагавшиеся только на свое тело и уши, я искренне желаю каждому из нас достичь хотя бы части их мастерства. Технологии расслабляют, мы перестаем быть мотивированными и рискуем навсегда остаться на любительском уровне, если не преодолеем это. Записываясь сольно в студии, вы можете играть без клика, и даже хорошо к этому стремиться, но, возможно, первое время он вам все же будет помогать.
Как записаться под клик дома? Встроенный метроном есть в каждом звуковом редакторе, нужно активировать его, чтобы он звучал во время записи. Далее, нам понадобятся более-менее «закрытые» наушники, чтобы звук метронома не попал в ваш микрофон и не записался вместе с игрой. Внешний мониторинг (колонки) во время записи отключаем. Все это потребуется также, если вы записываетесь с плейбеком.
Как еще клик нам может помочь, кроме записи? Когда нужен жесткий физический тренаж на скорость. Когда музыкальное произведение уже более-менее освоено, можно отработать отдельные куски под медленный клик, повторяя их по нескольку раз. Начинаем с медленного темпа, играем без ошибок, с хорошей артикуляцией.  У Вас будет желание ускорить, метроном покажется медленным, но это нужно пройти. Ставьте клик в два раза быстрее, на одну ноту пусть придется 2 удара. Мне всегда на этом этапе хочется перенапрячь руки, но это большая ошибка, я слежу за тем, чтобы после отыгрывания пальцы расслаблялись. Именно в таком медленном темпе можно приобрести этот ценный навык. Либо начать играть быстро и приобрести вредные зажимы, которые в какой-то момент не дадут вам сдвинуться дальше. Я попала на это с одной своей пьесой, которая была написана много сложнее моего актуального исполнительского уровня, и я, возможно, уже никогда не вытяну ее с хорошей артикуляцией в том темпе, в каком бы хотела.
Если при медленном проигрывании вылезли проблемные места, их многократно проходить отдельно. Только после этого начинаем постепенно повышать темп. Я не уверена, что вся эта технология нужна на каждый день, но если нужно «прокачать» скорость игры за относительно короткий срок — путь именно таков. Медленно, с двойным кликом и на расслабление, постепенно повышая, доходя до того предела, где начинает не хватать артикуляции. При подходе к быстрому темпу в какой-то момент вы не сможете продолжать с даббл-кликом, тк он начнет Вас сбивать, придется перейти на одиночный, это нормально, но лично у меня это совпало с пределом быстрой и ЧЕТКОЙ игры. Думаю, есть зависимость. Читала о таком факте, что мы способны различать только тот темп и артикуляцию, в котором способны сокращаться наши мышцы. Выше уже неспособны, звуки сливаются в прекрасное нечто, мы не можем даже адекватно оценить качество игры. Видимо, есть зависимость между физикой мышц и физиологией слуха.
Порочная практика «не получается на раз — сыграть 2 или 4 ноты в удар» лично для меня останется навеки порочной, тк в этом случае вы просто не успеваете проигрывать всё и играете криво внутри группы из 2-4 нот. Иногда это оправданно (свинг), но если он неконтролируемый, от неумения — убедительным он никогда не будет. А в некоторых жанрах такая «кривизна» категорически недопустима. Я видела слишком много слез на сессиях, когда оркестровые скрипачи приходили в студию как сессионные музыканты и не могли сыграть какой-нибудь несложный, но требующий ровности пассаж.
Значит ли это, что нужно стремиться в стерильно ровной игре? Нет. Отклонения — это нормально и очень хорошо, это живость и агогика, подчеркивние акцентов и затушевывание второстепенных нот... Стремиться надо к контролируемой игре и к мере в этих отклонениях, чтобы игра получилась выразительной и доходчивой.
А теперь про «слышимость» в ансамбле, и почему важно вести, а не идти после доли.
Есть такая штука - эффект Рэя Долби. Этот человек открыл, что после восприятия громкого сигнала наша слуховая система как бы адаптируется и на мгновение снижает порог чувствительности. То есть, проще говоря, сразу после относительно громкого звука мы слышим на мгновение чуть хуже, даже если прозвучит звук с сопоставимой громкостью. На основе этого исследования разработано множество технологий, в том числе и метод перцептивного кодирования МР3. Теперь представьте, что вы играете с бойраном и все время слушаете его, чтобы за ним угнаться, и все время, как следствие, играете на миллисекунду после него. Тюк — ухо оглохло — в этот момент играете вы, но ухо вас не слышит. Ваша атака — это основная масса звука, и атака очень коротка. Она полностью успевает отзвучать в «глухой» период. Всё, катастрофа, ВАС НЕ СЛЫШНО. Что делать: заниматься «на опережение», предугадывать, предслышать, когда сыграть, тогда тело сделает движение вовремя.
 
А кстати, ведь интересно, как устроен сам звук арфы и как его описывают цифровые технологии?
Звук — это колебания воздуха во времени, обладающие той или иной продолжительностью. У звука есть начало (атака), продолжение (сустейн) и затухание (релиз)
Атака может быть медленной или быстрой, сустейн — коротким или долгим, затухание — резким или плавным.
Арфа — инструмент щипковый, у нее атака - короткая и наиболее интенсивная составляющая, сустейн — относительно недолгий, затухание плавное (если не заглушить). Эти параметры могут отличаться у разных арф, все мы знае, что есть арфы «сухие» и «гулкие», певучие.
 
Обработки, что скрывается за этим емким словом?
1)     Эквализация, или изменение АЧХ (тембра, окраски звука). Применять только в случае острой необходимости (убрать что-то лишнее). Работать лучше на убавление (обрезать), с повышением очень осторожно! Лучший рецепт — нормальный инструмент и нормальный микрофон. В целом эквализация — это инструмент звукорежиссера при сведении ансамбля из нескольких инструментов, и служит для решения частотных конфликтов в миксе, если они полностью не решаются на уровне аранжировки. На сцене используется для подавления обратной связи. Эстетическую функцию может нести лишь иногда, когда нужен дизайн звука.
2)     Динамическая обработка, или изменение субъективной громкости трека. Она же компрессия. Сейчас будет много сложных физических объяснялок. Громкость звука измеряется двумя параметрами: пиковой громкостью (самое большая амплитуда колебания, которая очень кратковременна) и средней громкостью (среднее арифметическое всех амплитуд). Громче будет казаться тот трек, у которого выше именно средняя громкость (РМС), тк кратковременные всплески погоды не делают. Вы едт замечали, что реклама на тв звучит громче фильма, в который ее вставили? Пиковая громкость у них одинаковая, но в рекламе априори выше средний уровень, звук плотнее. Мы живем в век компрессированной музыки, с этим приходится считаться. Вторая сторона этой медали — что музыка у нас существует в цифровом формате, который описывает звук не в виде бесконечно гибкой синусоиды, а в виде точек, расположенных по осям времени и громкости. Чем выше и ТИШЕ звук — тем менее точно он описывается. Поэтому производители фонограмм вынуждены с этим считаться, и кое-какая компрессия делается на любой источник звука в любом случае. То есть да, техническую компрессию вам все равно сделают и на арфу, если вы будете запись где-то публиковать. Надо ли делать ее для учебной записи? Скорее нет, смысла нет, да и исказить запись она может. А как компрессия влияет на эстетику? Она может выровнять не очень ровную в динамическом смысле игру. Но давайте зададим себе вопрос, честно ли это) Я всегда за то, чтобы не обманывать себя и научиться играть, контролировать свое звукоизвлечение. Да и не сделает программный алгоритм то, что вы можете сделать руками при некотором мастерстве. Обработанные треки звучат менее естественно, и эта неестественность накапливается с каждой обработкой, создавая еще один мертворожденный трек. Не стоит идти этим путем. Общий принцип — обработка должна подчеркнуть достоинства вашей игры, а не замазать недостатки. Старинщики и кельтисты, внимание: излишняя компрессия может «расплющить» ваш свинг. Поэтому применительно к «естественным жанрам», когда вас про это спрашивают в студии, отвечать надо «компрессии чуть-чуть, чтобы комфортнее слушалось и сохранилась естественная динамика игры». А самое лучшее, что вы можете вынести для себя в плане занятий — что работая над звукоизвлечением, вы можете научиться регулировать этот параметр «вручную» и повысить субъективную громкость и разборчивость вашей игры. Про активное применение компрессии для дизайна звука — в лекции у Филиппа.
3)     Пространство. Ревербераторы и дилэи. Это очень обширная тема, пока будет достаточно того, что в целом арфу принято слышать в каком-то пространстве, однако у разных арф разный оптимум реверберации (есть более сухие и более звучные). Пространство рисуется такое, которое будет адекватно жанру музыки. Может быть естественное и выдуманное. Рил я бы не стала помещать в акустику храма, так не бывает. Но в каменную комнату — вполне. Это вопрос, который вы будете решать всю свою жизнь и каждый раз по-разному, смотря какую музыку играете. Включайте воображение, оно поможет.
Зачем идти в студию и как ее выбрать?
К записи арфы можно применить 2 подхода,
1)     арфа — сольный, крупный инструмент, занимающий определенный объем в звуковой картинке
2)     арфа — маленькая точка, тембральная краска в картинке.
Записать арфу для варианта 2 можно и дома, если у вас не шумно, нет ранних отражений от стен, приемлемое качество оборудование и некоторые навыки записи. Достаточно 1 микрофона для маленькой/средней арфы.
Записать арфу по варианту 1 дома вряд ли получится. Вот тут вам и понадобится студия с тон-залом, не переглушенная. Почему это важно?
Давайте рассмотрим, из чего состоит звук, когда арфа звучит в пространстве. Как говорила Галина Вишневская, зал — это самый большой резонатор певца. Это верно применительно к любому инструменту, мы любим одни залы за их акустику и ненавидим другие, тк там плохо звучим. Итак, вы сыграли «трям» на арфе. От ближайших стенок моментально прискакали отражения и слились с прямым звуком арфы. Прямой звук и тембральные отражения — вот из чего складывается Ваш тембр. Он должен быть красивым и равномерным, либо красиво окрашенным, если допустимо. Если гудит какая-то частота - вам не подходит это помещение, убрать эту частоту можно, но нет смысла, проще переформировать помещение. Если помещение слишком глухое — вы теряете этот бонус, и звук будет бедным, вплоть до неестественности. Поэтому, наверное, не стоит писаться в рекламных дикторских кабинах и в студиях, намертво уклеенных поролоном.
Далее. Вслед за первыми отражениями прискакали вторые, тн «ранние отражения», они создают ощущение помещения, его размеров, объема и характера. Вы закрываете глаза и видите арфу в комнате/соборе/зале. Внимание! Ранние отражения, записанные вместе с вашим звуком, удалить из записи невозможно! Поэтому, если не нравятся «стенки» в студии, категорически ищем решение на этапе записи, тк потом будет поздно! Помогает: сменить помещение, подвинуть арфу, микрофоны, повесить драпировку, навалить шуб)
Последнее, что приходит в тракт на записи — это роскошный, многообразный, диффузный хвост реверберации, который создается многократным отражением вашего звука от различных поверхностей. Его довольно сложно получить, но все же можно — в соборе, в каменном зале. Если не получили — ничего страшного, его можно довольно убедительно симулировать в программном ревербераторе.
Все это в сумме создает бинауральную, стереофоническую, объемную картинку арфы, по аналогии с перспективой в живописи и фотографии, которая представляет мир таким, каким мы его видим с помощью двух глаз. Если вы играете музыку «а ля натюрель» - для вас это важно. Для звукодизайнерской музыки могут быть различные варианты пространства. Информация является неполной и не может служить руководством к действию при сведении трека, однако поможет вам осмыслить важность пространства для арфы и помочь св выборе помещения для записи.
(С) Надежда Рыбакова: s0undkeeper.livejournal.com/289232.html
В
идеопреложение к тексту здесь: vk.com/video9590296_168720915
22-04-2014Вернуться назад