Стоит заметить, что это будет не первый мой обзор такой арфы. С предыдущей модификацией я столкнулась на 1-й московской Арфа”Vit”-е, инструмент меня заинересовал и по результатам был написан вот такой обзор: Янтарная арфа.
Параметры: Когда мы разговаривали с Сергеем об арфе для меня, двумя главными условиями, которые я обсуждала с мастером было а) максимальное возможное облегчение конструкции и б ) увеличение межструнного расстояния в середине диапазона. Если с первым пунктом все понятно, то второй нуждается в пояснении. При работе с предыдущей версии Турии, облегченное натяжение вкупе с нейлоновыми струнами и уменьшенным расстоянием в центре не позволяло достаточно аккуратно работать со средним регистром так, что бы звук не проваливался и что бы струны не соприкасались одна с другой. Или – или ( замечу, впрочем, что в определенном смысле это связано отчасти с моим стилем и техникой игры,которые предъявляют ряд требований к инструменту; не Бог весть какой сложный и вычурный стиль, но что-то мне делать проще, что-то – сложнее, а что-то – и вовсе невозможно на некоторых инструментах, поэтому лучше подстроить инструмент под себя, чем самой строиться под инструмент). Так вот, межструнные расстояния действительно увеличились,из-за чего “в ширину” арфа подросла, вес тоже редуцировался до, примерно, 10,5 килограммов, однако остальные мензурные характеристики остались прежними, что дает нам 150 сантиметров в самой высокой точке! Пожалуй, за всю свою карьеру я не так много видела леверсных арф подобной длины – на ум приходят разве что Egan от Salvi, ну и различные псевдопедальные леверсные арфочки, но там такая высота оправдана диапазоном. На моей же можно высказаться и за, и против, где в качестве “за” будут выступать аккуратные, четкие “не проваленные” басы, а в качестве против, что теперь для поездок на концерты приходится вызывать мини-вэн :-), и басовые леверсы в процессе игры ловить не так просто.
Корпус
– stave-back, достаточно уплощенный, что придает звуку этой арфы какую-то фатальную конкретность. Нет, я не имею ввиду отсутствие сустейна :-), тут его хватает. Но у round-backов звук обычно более округлый, с некоторой ленцой, а здесь каждая нота – как стрела, которую направили прямо в сердце (не знаю, как сформулировать точнее, придумаю – перепишу это место). В каком-то смысле арфо-гитарный звук, при этом сочный, звонкий, полный.
Дерево для корпуса
– орех. Волшебная случайность, но моя арфа спилена из того же самого дерева, что и экземпляр, который Сергей представлял тогда на “Вите”. Остается только апплодировать мастеру за нежелание покрывать инструмент шпоном или краской естественный рисунок дерева выглядит просто потрясающе, переливается от зеленого к фиолетовому и обратно, смотреть можно часами.
Дерево для деки – резонансная ель. Какие-либо комментарии излишни, думаю.
Украшения. Побеги хмеля и плюща по колонне. Латунная бляха в сомнительном месте соединения колковой рамы с колонной (дополнительный крепеж) с названием модели и моими инициалами.
Струны – нейлон ( ля третьей – до малой октавы), металлический сердечник с нейлоновой оплеткой ( си – ля большой октавы),струны с металлической оплеткой (соль первой – до большой октавы). На этом пункте следует остановиться отдельно. Я часто критиковала Camac за то, что они слишком рано начинают ставить струны с металлической оплеткой (уже с до малой октавы). Это, с одной стороны придавало басовой партии эдакий цимбальный оттенок, но с другой стороны, вся октава автоматически исключалась из сколь-нибудь убедительного ведения мелодической линии (звучание соседних струн плотно наслаивалось друг на друга и превращало все в какофонию). Я не помню, какой сэт стоял на Турии, которую я играла на Арфавите, но я сразу же обговорила с мастером, что хотелось бы начать ставить струны с металлической оплеткой какможно ниже, не хотелось лишнего размывания в нижнем регистре. Так и сделали, и теперь очень часто я перекидываю мелодию в малую – верхнюю часть большой октавы, и там все слушается комфортно.
Леверсы – о, это была отдельная головная боль. Из тех леверсов, которые мастер на тот момент ставил (Universal и Loveland, если я ничего не путаю) ни по точности ни по влиянию на звук меня не устраивали не одни. В
принципе, Loveland очень неплохие леверсы, однако на металлических басах они очень сильно портят звук. Стало быть, я самостоятельно стала искать альтернативу. Самым логичным было
написать в Camac , но на тот момент леверсы в СНГ они продавать отказывались. De la Cour, к сожалению, тоже
не смогли сотрудничать, поэтому были выбраны самые дорогие и приличные из американских леверсов – Truitt. Truitt – это
семейное предприятие в солнечной Калифорнии, глава которого, Бетти Труитт, пожилая дама, лет эдак 70, судя по голосу, до сих пор сама ведет дела, кастит и фасует леверсы. Я списывалась с ней напрямую, пересылала стринг-чарт для подбора леверсов, а затем мы созвонились по Скайпу и обговорили способ платежа.
Леверсы пришли, целые и невредимые, и были успешно инсталлированы на арфу.
Натяжение - фолк-миди, сильнее, чем на камаковых Азилисах и Эрминах, слабее чем, на камаковом Мерлине, сопоставимое с камаковой Мелюзиной, слабее всей фолковой линейки Сальви и L&H, близко к тому, что мне попадалось
на мастеровых арфах в Ирландии. К тому моменту, как эта арфа у меня оказалась,я давно отвыкла от классики. Если говорить об игре в фолк – лучшее натяжение, которое можно придумать, все традиционные украшения выигрываются на раз-два, без ухищрений и с должной деликатностью.
Звук – примерно через пару месяцев после того, как эта арфа поселилась у меня, я отправилась в Ирландию. На мой субъективный слух, ни одна из арф, встреченных там, не нравилась мне так, как моя. Но это субъективное. Объективного добиться трудно. Вот, пожалуй, не самое плохое по качеству видео с ю-тюб по которому можно составить представление о звуке.
Автор статьи: http://sj-hayworth.livejournal.com/