• Кельтская арфа
  • Сергей Онищук
  • Кельтская арфа
  • Ася Сергеева
  • Кельтская арфа

Струны

 Струны. Без них любой струнный музыкальный инструмент – пустая коробка. У них тоже есть своя история и если вглядеться  в  этот клубок обрывков струн,  можно попробовать вытянуть из него что-нибудь интересное.

PICT0052.jpg picture by harpist_ka


Из чего же делают струны?

Из чего их только не делают!  В древнем Египте струны арф, изготавливали из крупного пальмового волокна. И звук, который издавали эти струны, был нежен и певуч.

В Китае и Японии для производства струн использовали шёлк.

В Аравии и Индии – металл.

Примитивные цивилизации, не знавшие ни шёлка, ни металла,  но стремившиеся к прекрасному, натягивали струны из лиан и волокон кореньев.

В Европе в ход шёл и конский волос, и  льняные волокна, годилась и пенька. Не смейтесь! Не представляю себе, как звучали эти пеньковые струны, но в 1677 году они ещё применялись. Это факт.

Древние Греки, позаимствовав у своих восточных соседей разнообразные по форме и звучанию струнные инструменты (не буду называть их арфами, так как все они имеют собственное название), переняли так же и  способ изготовления жильных струн. Надо сказать, что те струны, которые мы называем «жильными», на самом деле изготовлены из скрученных кишок животных.

Существует документ XIV-го века, в котором описан процесс производства кишечных струн. Овечьи внутренности погружались в воду или щелочь не менее чем на полдня для удаления остатков мяса. В течение следующих двух дней их держали в сильном щелочном растворе или красном вине. Еще мокрые, пряди по две, три, или четыре скручивали вместе, и получали готовую струну, которую сушили в натянутом состоянии. 
 

                  
Christoph Weigel, der saitenmacher, Regensburg 1698 

Такие струны годились как для арфы, так и для лютни и виолы. Они были долговечны и обладали хорошей вибрацией. Осталось наладить производство и начать бизнес!  Сиена, Флоренция, Венеция становятся центром производства струн, поставляя свой товар во многие города средневековой Европы.

 

В дальнейшем, эстафету производства струн подхватила Германия, издавна славившаяся своими музыкальными ремесленниками.


Производство струн в 19 в.
Но, способ производства, не сильно изменился.


 

 В начале 20 века, появилось струнное производство и у нас. В Полтавской губернии был создан небольшой струнный цех, который возглавил немецкий струнный мастер, приехавший из Макенкирхена (в 1912 году в цехе работало 7 подростков мужского пола). В 30-х годах производство струн было продолжено при полтавском мясокомбинате – поближе к источнику сырья :-)  

PICT0056-1.jpg picture by harpist_ka 

Струна для арфы, производства полтавского мясокомбината.


Струны для арф, контрабасов и других инструментов, а также теннисных ракеток стоили не дорого и были вполне пригодны для игры. Они были обильно политы маслом и перевязаны нитками. Что бы разобрать какая струна какая - нужно было замерять диаметр с помощью специального инструмента: струномера.
Конечно, полтавские струны выглядели не так импозантно, как их немецкие сестрички, упакованные в отдельные пакетики, залитые воском, пронумерованные и даже с нотным обозначением своего 
звучания.

PICT0072.jpg picture by harpist_ka

Струна фирмы Fisoma (Германия)


Но, наши струны были дёшевы и доступны. Продавались в любом музыкальном магазине и даже в отделах хозяйственных и спортивных товаров. Хотя и без такой аккуратной упаковки.

 

PICT0054.jpg picture by harpist_ka

В басовом регистре современной концертной арфы, «с лёгкой руки» Яна Крумпхольца   используются металлические струны. А в народных кельтских инструментах металл использовался и раньше.

Металлические струны индийских, а позднее  ирландских арф диктовали определённую технику игры. На таких арфах играли плектрами, надетыми на пальцы или когтеобразными ногтями. Отсюда - и известная нам из литературы «месть» феодала своему соседу: обрезать ногти его арфисту, что бы тот не мог услаждать слух своего хозяина сладчайшими звуками арфы.

 

Те струны, которые мы используем сегодня, отличаются от средневековых и являются результатом научных исследований и открытий новых материалов.

 

PICT0060.jpg picture by harpist_ka

 

Вклад науки в создание струн относится к самому раннему времени ее появления.  Мерсенн (Mersenne) (ум. 1648), изучавший акустику, проводя эксперименты, открыл законы колебаниий струн, научное обоснование которым дал английский математик Тейлор (ум. 1731). В 1796 году Хладни Эрфуртский (Chladni of Erfurt) издал свой труд, описывающий продольные колебания струн и стержней. В 1822-1823 г.г.  Берлинской Академией Наук была издана Диссертация Эрнста Г. Фишера (Ernst G. Fischer) "Эксперименты с колебаниями струн для определения их точной настройки".

 

Металлические струны использовались в клавикордах и до XVII века, но для струнных инструментов струна с обмоткой была впервые применена  французом Огюстеном де Сент-Коломбом (Saint-Colombe) в 1675  году. Сперва медной или серебряной канителью обматывали жильные или шёлковые струны. Затем и основу стали изготавливать из металла.

Так металлическая струна выглядит сегодня: 

PICT0061-1.jpg picture by harpist_ka


Она состоит из основы (керна), шёлковой подушки и обмотки. Некоторое время для обмотки высококачественных струн применялся сплав серебра; для менее дорогих струн обмотку делали из бронзы, алюминия или сплавов.

  

 

Нейлоновые струны (DuPont Nylon), появились после Второй мировой войны.. Они не обладали таким же мягким и живым звуком как жильные, но зато они были прочнее и дешевле.

В 1970 году в Японии  изобрели полимерные карбоновые струны (fluorocarbonpolyvinylidene fluoride,PVDF), которые совместно с французской фирмой  Savarez, выпускаются  под названием 'AllianceKF'. Они внешне  по текстуре похожи на жильные, но обладают качеством синтетики.

PICT0058.jpg picture by harpist_ka


Итальянские полиакриловые струны (NylGut), ещё дальше ушли от примитивного нейлона и приблизились по качеству звука к натуральным жилам. Я могла бы описать преимущества и недостатки тех или иных струн, но за рекламу мне не платят, поэтому разбирайтесь сами J   


И напоследок, в качестве бонуса для дочитавших этот пост до конца,

PICT0050red.jpg picture by harpist_ka

автопортрет [info]harpist_ka сделанный из обрывков (собственноручно «задёрганных» мною) струн.

Автор статьи: 
http://harpist-ka.livejournal.com/
 

06-06-2013Вернуться назад

2012-2024 | Работает на OUR-CMS