• Кельтская арфа
  • Сергей Онищук
  • Кельтская арфа
  • Ася Сергеева
  • Кельтская арфа

Арфа от лука.

 

Арфа (повторение случайно утраченного)


"Арфа произошла от лука с натянутой тетивой, которая мелодично звучала при выстреле"
Собственно, для вас ничего нового в этом нет - я уже обращал ваше внимание на гуманистические ценности в музыке. Просто представьте себе урон в зале, если грамотно использовать инструмент.




На всех благостных картинках, описывающих преимущества того света перед этим, изображены ангелы с трубами и арфами. Почти нет скрипачей и виолончелистов. И в изображениях рая полностью отсутствуют дирижёры. Конечно, ансамбль арфисток в количестве семидесяти двух штук даже за очень хорошее поведение - безусловный перебор, но что-то ангельское в этих существах есть (я, конечно, знаком не со всеми, но статистически правдоподобно). Мужчина-арфист в России почему-то вызывает некоторое недоумение, а в Питере, как я понимаю, может попасть под статью о пропаганде (ну, и так далее). Хотя в психически нормальных государствах в этом никакой проблемы нет, и арфист не вызывает никакого гендерного недоумения, так же, как и скрипач, виолончелист или флейтист.


Арфистки - это и жертвы, и подвижницы. С одной стороны, у них серьёзные проблемы с трудоустройством в области академического музицирования. В симфоническом оркестре нужна одна арфистка, в музыкальном театре две - три. Живут они долго и счастливо, и молодой, только что проклюнувшейся арфисточке мало что светит - слишком мал и стабилен рынок.



Конечно, игра в дорогих отелях и ресторанах арфистки в хитоне, да под закуску, частично решает проблему трудоустройства. И пока она тихо булькает в углу, конкретные пацаны ведут серьёзную тёрку о будущем общака. Но здесь надо помнить, что арфа - инструмент крупный, с точки зрения грузчика достаточно корявый и тяжёлый. И если в Государственном Академическом Краснознамённом им. Чего-нибудь коллективе есть специально обученный человек, способный переносить её или перекатывать с места на место на её маленьких колёсиках, то арфистка на халтуре претерпевает множество неудобств. Хотя одна из них, к которой я испытываю глубокое уважение, ухитрилась засунуть арфу в свой "Matiz", рискуя при торможении шейными позвонками и лобовым стеклом.
Если посмотреть на арфу, как на конструкцию, то в первом приближении - это рояль, поставленный на попа, с которого сняты все деревянные детали, включая ножки и деки. Рояль без смокинга. Ню.
Те, у кого было тяжёлое и несчастливое детство, помнят, что после каждого переезда, пианино необходимо было настраивать. Для этого приглашали настройщика, который несколько часов подряд исполнял медитативную музыку, которая вызывала желание сочувственно его придушить. Арфистки настраивают свои арфы всё время. Сами. Оставляя минимум времени на поиграть и перекурить. Струн в арфе, конечно, поменьше, чем в рояле. Примерно 45-47 штук. Но настраивать приходится все. И бедные девочки за час до концерта (спектакля) начинают крутить колки. Струны, естественно, согласно законам энтропии, произвольно спускаются (я не слышал, чтобы строй произвольно поднялся; вообще-то, надо бы спросить). Арфистка их подтягивает, и без того немалая нагрузка натянутых струн на конструкцию возрастает, линейные её размеры уменьшаются (самую малость, конечно). Но этого достаточно, чтобы понизился строй тех струн, которые были настроены первыми. Про итерацию почитаете сами. Увлекательный процесс.
Но и это ещё не всё. Так как на арфе натянуты только диатонические струны (ну, типа, только беленькие клавиши), то для того, чтобы извлекать все необходимые звуки, в конструкции арфы применяется довольно хитрая механика. Это семь трёхпозиционных педалей, с помощью которых строй каждой струны можно поднять или опустить на полтона. Проще говоря, каждой из семи нот назначена педаль, которая перемещается в ступенеобразном пазу, примерно так, как селектор в машинах с АКПП. При передвижении педали, вверху инструмента на определённый угол поворачивается металлическая вилка, которая на полтона поднимает или опускает строй всех струн, связанных с этой педалью. То есть, если вы перевели педаль Фа в позицию Фа-диез, то с этого момента все струны Фа (то есть каждая седьмая) стали Фа-диезами, а арфа готова играть в Соль-мажоре. Логика для всех остальных (может быть, за исключением литавристов) глубоко нетривиальная.



Из всего этого для арфисток следует ещё одна проблема - перед началом исполнения с помощью ног надо отобразить все бемоли или диезы, стоящие при ключе. Случайно появляющиеся в нотном тексте дополнительные знаки также влекут за собой активное сучение ножками. Поэтому эти барышни при виде новых нот сначала их долго разглядывают, отмечая карандашиком, в какой момент и какую педаль придётся двигать, вместо того, чтобы, как все прочие тромбонисты оркестра, сразу начать играть, ненадолго оторвавшись от судоку.
Если мы обратим свой взгляд в сторону сопромата и статистики, то легко обнаружим, что постоянное натяжение и ослабление струны ведёт к её преждевременной кончине с громким щелчком и в самый неподходящий момент. А если помножим вероятность обрыва струны на их количество, то поймём, почему арфистки носят полную сумочку струн, потому что все эти паганиниевские штучки типа "сыграть концерт на одной струне" здесь не пройдут - принцип абсолютно демократичен "одна струна - один звук" (ну, с учётом педали - три). В сумочке, помимо этих самых струн, косметики, ключей от квартиры-машины, мобильника, документов, кошелька, сигарет, зажигалки, а в одном из случаев, и четвертинки etc., находятся также тюнер и ключ для настройки.
В завершение раздела, посвящённого матчасти, необходимо заметить, что на гастроли и выездные концерты далеко не всегда берут оркестровый или театральный инструмент и то, что видит арфистка за час до концерта иногда превосходит её самые страшные фантазии. Если же инструмент свой, знакомый, то перевозка на трейлере ему всё равно на пользу не идёт.




Плавно переходим к духовности
Все мы знаем, что арфа относится к щипковым инструментам, которые издают звуки с чётко артикулированным началом типа "блям". И если этих звуков много, ну, например, когда что-нибудь утонуло или, наоборот, пока только выплывает на сцену, то это полбеды. Но если это отдельно стоящий "блям", то по руке дирижёра найти достойный момент для его исполнения бывает затруднительно. Это кларнет может вступить так, что никто и не поймёт, когда он вступил и вступил ли вообще. Или группа струнных. А вот вступление арфы или ударных - для них стресс, а для меня - загадка.

Ниша арфы в оркестре
Эти очаровательные существа посвятили лучшие годы жизни обучению игре на арфе, участию в конкурсах, выдерживали жесточайшую конкуренцию не только для того, чтобы красиво и романтично выйти замуж и до конца дней изображать одну и ту же бульбуль на выходе балерины, с печалью отмечая, что "вот и четвёртое поколение балерин сменилось... И шестое...". Всё-таки арфа достаточно широко применяется и в музыкальных целях.
В самом примитивном случае арфа используется в опере для имитации аккомпанемента на гитаре, мандолине или чём-нибудь таком же народно-бытовом. Как, например, в "Севильском цирюльнике" с графом под гитару или в "Онегине" ("Слыхали ль вы...")
Ну, и вообще для красоты. И в роли радостного фейерверка про любовь или когда всё хорошо кончается (это я про два разных произведения). Бывают просто изумительные находки, вроде арфы с фортепиано у Глинки в "Руслане".
Или унисон арфы с литаврами в "Хованщине", который звучит, как эхо звуков, которых не было, как намёк на то ли земные колокола, то ли небесные, и совершенно однозначно и зловеще говорит нам о том, что у Родины в очередной раз, как обычно, наступили непростые времена.
Конечно, когда арфа играет Дебюсси или Равеля, то это сплошная красотища. Вообще, надо заметить, что у инструментов оркестра есть устойчиво сложившийся образ и функция (в самом общем случае, разумеется). Трубы - символ земной или Божественной власти и торжественности, валторны - образ охотничьих рогов, тромбоны - сумрачный намёк на то, что все смертны, а некоторые уже являются прямым доказательством этого.
Арфа, как правило, несёт образ райского блаженства, неги, любви и прочих положительных эмоций.
И, в качестве яркого сольного инструмента, используется композиторами не как попало, а в основном, по делу. Поэтому, так сказать, рабочий образ арфистки исторически связан (простите за невольную игру слов) с вязанием на спицах, а в наши дни - с книгой или гаджетом каким. И, конечно, определёнными преференциями на гастролях. Арфистка же не виновата, что Интродукция к "Лебединому озеру" пойдёт в бисах только послезавтра.
P.S. И всегда очень трогательно наблюдать, как после окончания работы арфистка накрывает инструмент специальной попоной. Как лошадку.
 

Взято отсюда: http://sj-hayworth.livejournal.com 
11-06-2013Вернуться назад

2012-2024 | Работает на OUR-CMS