Кельтская арфа

Восхищаться красотой ее очертаний и звучания можно бесконечно, об ее происхождении и истории можно написать тома…

Сергей Онищук

Изготовитель кельтских арф

Кельтская арфа

Родство с природой

Ася Сергеева

Санкт-Петербург

Кельтская арфа

Самый сказочный инструмент

Разбираем терминологию.

 

Орнаментация в традиционной арфовой ирландской музыке: разбираем терминологию


Последнее время неоднократно наблюдаю путаницу вокруг названия того или иного технического приема, используемого в ирландской традиционной музыке. Дошло до того, что гораздо проще показать какие-то вещи, нежели назвать их. Сама, до недавнего времени, часто путалась и ошибалась направо и налево, но толковый человек от бестолкого отличается вовсе не тем, что не ошибается. :-)
И разобравшись, наконец, я считаю своим долгом рассказать об этом и здесь

В ирландской музыке используется относительно ограниченный набор технических украшений, применяемый по-разному на различных инструментах. Не ставлю своей целью описать их все, разберем базовые. Я специально не стала переводить терминологию - не думаю, что из этого выйдет что-то хорошее, но прием старалась описать максимально доступно.

Triplet
 - ноты, как бы заполняющие мелодические интервалы в терцию. Скажем, если у нас в мелодии идут фа-ля-ре, мы можем сыграть фа-(соль)-ля-ре, при этом соль будет обладать флажолетными характеристиками и играться форшлагом

Cut - форшлаг, играющаяся перед сильной долей, часто в начале мелодии.

Roll - самый сложный для меня термин, но если я правильно понимаю, то речь идет о трели, состоящей из нескольких нот (4-5) и флажолетов; что-то вроде ля(си флаж)ля(си флаж)ля(си флаж)ля (си флаж) и.т.д.

Treble - три сыгранные подрят одни и те же ноты на одной и той же струне. Хэмбли пишет, что наиболее удачной аппликатурой ей кажется 4-3-2; я дошла до этого сама, что, вероятно, еще раз подтверждает удобство этого способа. В принципе, она пишет, что можно играть 1-2-1 и 3-2-1 в зависимости от текста, по себе скажу, что при 3-2-1 фигура получается натужная, поскольку приходится менять позицию руки из-за первого, а вот 1-2-1 играемая, и на педальной арфе в ситуации трех одинаковых быстрых нот подряд мы чаще всего играли 1-2-1
---------------------
Собрано по книге Г.Хэмбли "Traditional Irish music for harp"

Автор статьи: http://sj-hayworth.livejournal.com/
11-06-2013Вернуться назад